Сколько и как говорить
Приводимые примеры должны быть наглядными, а каждый вывод либо важное высказывание желательно подкреплять хотя бы одним примером. При этом могут использоваться следующие приемы: сравнение — сопоставление двух понятий с целью более яркой характеристики одного из них; метафора. — перенесение качеств, свойств одного предмета или явления на другой предмет по сходству (например: «Царская Россия в войне с Японией оказалась в положении паровоза, у которого хватило пара только на гудок»); гипербола — преувеличение, целью которого здесь является привлечение внимания экзаменатора к определенному положению или идее (например: «Предвидеть в деталях будущее общество, все ступени и подробности его развития не в силах,- говоря словами Ленина,- и семьдесят Марксов»).
Впечатляющие приемы, к которым можно отнести повторение («Никто, абсолютно никто не мог в данном случае…»); объяснение («Как показал эксперимент…*); цитаты («Как говорил…»; «Говоря словами…«; «Если вспомнить высказывание…»); инверсия — намеренное нарушение принятого порядка слов в предложении (подлежащее, затем сказуемое), например: «Трудным и долгим был путь нашей страны к…».
Приемы привлечения внимания экзаменатора: отсрочки (необходимо вызвать интерес и любопытство экзаменатора, не сразу отвечая на риторический вопрос); неожиданность (неожиданный, парадоксальный поворот в излагаемой мысли).
Эстетические приемы: игра слов, каламбуры (используются, как правило, лишь при благоприятном общем фоне экзамена); описание яркое и развернутое — вплоть до использования образных деталей при освещении, например, исторических событий; парадокс («Отсутствие результата — тоже результат, и оно позволяет предположить, что…»).
Коммуникативные приемы: прием присоединения, создающий впечатление непринужденности, раздумья вслух (чаще всего присоединение создается использованием союзов «и», «а», «но», «однако»; союзных слов «причем», «а потому», частиц «разве», «даже», «хотя» и т.п.); сегментированные, то есть разделяющие конструкции («что касается», «относительно», «насчет», «возьмем», «рассмотрим», «остановимся», «перейдем»; например: «Возьмем нашу экономику. Здесь несомненно…»); итоговые слова и выражения («итак», «таким образом», «словом», «вот как надо понимать», «теперь мы знаем», «в итоге» и т.п.); предупреждение возражений («В некоторых публикациях утверждается, что…, но…»); риторические вопросы («Что здесь имеется в виду?» и т.п.).
Вышеперечисленные приемы, без сомнения, придадут вашему ответу живость и разговорность, но использовать их надо, конечно же, в меру. Например, злоупотребление словами типа «значит», «так сказать», «ну», «вот» и прочими превращает их в слова-паразиты. Речь засоряется ими особенно часто, когда вы волнуетесь. Эмоциональная напряженность приводит к искажению речи, в ней появляются всевозможные «это», «какой-то», «этот самый», паузы с наполнением типа «э-э-э…». В свою очередь, количество слов с четкой позитивной или негативной ориентацией «очень», «совершенно», «прекрасный» может сделать ваш ответ излишне категоричным.
Для того, чтобы не употреблять слова-паразиты, не «икать», не щелкать пальцами, мучительно подбирая слова, нужно заранее освоить достаточное количество вспомогательных слов, ведь неумение раскрыть материал, который вы фактически знаете, — это зачастую следствие бедности ваших запасов риторических приемов. Поэтому всех этих союзов, частиц, вводных слов вы должны знать и помнить не менее полусотни, это — минимум. Если вам трудно дается целостный ответ, то есть вы не умеете долго «работать» с одним цельным «куском» мысли, то на этом тексте и попробуйте потренироваться, просто читая его. На экзамене же при подготовке к ответу заранее соедините пункты вашего плана в логическую цепочку с помощью риторических «мостиков». Например: «Если…, то…, тогда…, а из этого следует…». И вообще: помните, что если умение говорить красиво — для преподавателя долг, то для вас — суровая необходимость.
Приведенные нами средства помогут вам придать соответствующую форму той информации, которую вы собираетесь сообщить, но необходимо помнить и о том, что в природе человека заложено стремление к общению. Здесь нужно помнить один из советов Цицерона: «Не следует завладевать разговором как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого,- напротив, следует стараться, чтобы каждый имел черед в разговоре, как и во всем остальном». Поэтому, если вы заметите, что экзаменатор хочет сделать какое-то замечание, нужно дать ему возможность высказаться полностью. Во время этого необходимы строгий самоконтроль и определенная мера дипломатичности. Отвечать дипломатично — это значит соблюдать соответствующую дистанцию между собой и экзаменатором, не ущемлять его самолюбие, вести себя корректно и при этом в любой момент быть настороже. Еще раз повторяем: ни в коем случае нельзя держаться «на равных» с экзаменатором. Проявляйте уважение к нему, но в то же время соблюдайте чувство собственного достоинства.
Информация, сообщаемая экзаменатору, должна быть полной, ясной и содержательной. Не следует слишком растягивать свой ответ. Примером здесь может послужить притча о спартанцах, которые славились своей лаконичностью. Однажды в их город прибыл посланец далекого греческого государства, в котором свирепствовал голод. Он обратился к спартанцам с длинной речью, в которой содержалась просьба дать ему мешок пшеницы. Спартанцы ему отказали со следующим наставлением: «Мы забыли начало твоей речи, и поэтому не поняли и конец». Тогда подошел второй посланец, показал пустую сумку и сказал: «Видите, сума пуста, наполните ее чем-нибудь». Спартанцы исполнили его просьбу, но заметили: «В следующий раз будь кратким. То, что сума пуста, мы видим. А то, что ты хотел, чтобы ее заполнили, не надо было дополнительно объяснять». Итак, отвечать следует кратко. Еще ораторы древности говорили о «неполезности» длинных фраз, поскольку они плохо действуют на слух аудитории и на дыхание оратора. Цицерон утверждал, что «величайшее из достоинств оратора — не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно».
Существует оптимальный объем ответа, и краткость речи не тождественна преуменьшению этого объема. Выдающийся судебный оратор А.Ф. Кони свое мнение о соотношении мысли и слова выражал следующим образом: «Краткость речи состоит не только в краткости времени, в течение которого она произносится. Лекция может идти целый час и все- таки быть краткой, она же при десяти минутах может казаться длинной и утомительной». Таким образом, преуменьшение объема ответа, как и его преувеличение за счет многословия, свидетельствует о низком уровне ваших знаний.
Вот типичная реакция экзаменатора в этих случаях. Вариант ответа — реакция экзаменатора:
1. Преувеличение объема — «Бойко, но поверхностно.» «много воды».
2. Преуменьшение объема — «Не раскрыт вопрос», «голые» цифры и факты, «Это что — все»?
Свежие комментарии