Индивидуальное занятие с репетитором: его длительность и цена
Наиболее оптимальным, с точки зрения эффективности усвоения материала, считается время от 1 часа 20 минут до 1 часа 35 минут, в зависимости от класса средней школы, с 5-го по 11-й по возрастанию. Однако в некоторых случаях, а именно при работе с подростками, проявляющими повышенный интерес к математике при способностях выше среднего, а также с учениками, готовящимися в ВУЗы, продолжительность занятия целесообразно увеличить до двух — двух с половиной часов.
Другой вопрос, который интересует учеников и их родителей, — это стоимость занятия. По последнему вопросу преподавателей, дающих частные уроки, можно поделить на четыре основные группы.
В первую группу входят так называемые непрофессионалы: школьные учителя, студенты, аспиранты, преподаватели ВУЗов и другие лица. Для них частные уроки не являются основным видом деятельности. Стоимость занятий с ними может быть относительно невелика. При этом регулярность занятий, квалификация и качество работы преподавателя могут оставлять желать лучшего.
Вторая группа особенная. Она — порождение чисто российской специфики последних лет. В нее входят преподаватели, гарантирующие поступление в ВУЗ благодаря наличию связей и как правило работающие в этом же ВУЗе, нередко в приемных комиссиях. Вот что говорит о таких занятиях мой коллега Р.А.Галкин: «…это преподаватели, гарантирующие поступление абитуриента в определенный ВУЗ благодаря наличию необходимых связей. Стоимость их занятий «до плюс бесконечности». При этом надо отдавать себе отчет в том, что это плата не только и не столько за знания — это распределенная во времени оплата за поступление. Один из моих учеников, продолжая работать со мной, «для 100%-ного поступления в МГУ», занимался в подобном режиме с «преподавателем-гарантом». Групповые (!) занятия сводились к тому, что выдавались варианты вступительных экзаменов за прошлые годы, которые надо было решать на занятии и дома. Никаких объяснений, никакой проработки тем, на все вопросы один ответ: «Это вы должны уметь делать!» Высокая административная должность, занимаемая этим преподавателем, видимо, не оставляла ни сил, ни времени на собственно педагогический процесс. В общем, реальной подготовкой к экзаменам и разбором этих вариантов занимался с учеником я. Благо материальные возможности семьи позволяли оплачивать оба вида занятий.»
От себя могу только добавить, ко мне не раз обращались за помощью ребята, уже потратившие год на занятия с подобными «гарантами» и провалившие вступительные экзамены. Преподаватели, сперва уверенно гарантирующие безусловное поступление на бесплатное обучение, к концу года вдруг объявляли родителям, что ученики простые задачи решить не способны, работали мало, задания не выполняли, к экзаменам не готовы, так что едва смогут поступить учиться и в платные группы. И выглядело все это настолько убедительно, что бедным родителям оставалось только краснеть… Конечно, денег в таких случаях никто не возвращает. Я вовсе не хотел бы незаслуженно бросить тень на все институты, кого-то несправедливо обидеть, но не могу не признать очевидного: таких случаев в последнее время действительно достаточно много. И, хотя ВУЗовские преподаватели-репетиторы из приемных комиссий нередко оказывают реальную помощь, лучше пользоваться их услугами осторожно.
Третья группа — это учителя, преподающие в частных школах, где обучение может стоить от 200 до тысячи евро в месяц и выше. Частные школы есть во многих странах. Среди учителей из различных стран, с которыми мне приходилось сталкиваться на международных конгрессах по математическому образованию, отношение к этой группе неоднозначно. Но в последнее время скорее скептическое. А проблема вот в чем. Денежная заинтересованность владельцев подобных школ вынуждает, в ущерб воспитанию и обучению, поддерживать такие условия, при которых ребенок более всего желал бы остаться в любимой школе. В технологиях, позволяющих добиться этой цели, с учетом современного развития психологии, НЛП и прочих «наук», недостатка не существует, но нельзя не отметить, что на образовании все это сказывается весьма печальным образом. Ну, а с учетом российской специфики, ситуация и вовсе усугубляется. Один из серьезных факторов здесь — это в среднем все же не очень высокие заработные платы учителей частных школ. Ведь деньги родителей на самом деле расходуются в основном на арендную плату, взятки, охрану, налоги, содержание администрации и прочее. Серьезные преподаватели, как правило, от работы в таких школах отказываются, вследствие чего их кадровый состав по квалификации нередко уступает уровню обычных школ. За всю мою практику работы в МГУ я не помню случая, чтобы хоть один ученик частной школы смог поступить в Университет на бесплатное обучение, хотя даже при среднем уровне способностей и достаточной подготовке это не такая уж большая проблема. Более того, процент ребят, занимающихся в рамках платной программы и окончивших частные школы, также весьма невелик.
Свежие комментарии