Мои впечатления от первого ЕГЭ

Поскольку все прежние годы мои ученики сдавали обычные вступительные экзамены по математике в ВУЗы, последний, 2008-й год, был для меня, как и для любого учителя, непривычным, принес много неожиданностей. Дело в том, что ЕГЭ по математике существенно отличается от прошлых вступительных экзаменов — и количественно, и качественно, и результативно. Субъективно, некоторое сходство для меня все же было: вышло так, что 2008-й, как и прежние годы, разочарований в целом не вызвал: все мои ученики успешно достигли тех целей, которые перед ними стояли. Каждый из них поступил (по результатам ЕГЭ или теперь уже редких вступительных экзаменов, например, на факультеты МГУ) в те ВУЗы, которые хотел. Но на этом сходство и заканчивалось. Теперь, если спросить, решает ли ЕГЭ те задачи, которые перед ним ставятся, положительного ответа в целом я бы не дал.
Первое. Задания (а их около 30) делятся на два типа: элементарные и сравнительно более сложные. Первые 10-15, в принципе, бесполезны. Хотя по ним и можно проверить наличие некоторых знаний, но только самого начального, зачаточного уровня. Так что для сильных университетов технического и математического профиля они элементарно неадекватны. Скажем, очень много заданий, лишенных какого-либо смысла. Это как если бы на экзамене по биологии задали вопрос, «А где обитают зеленые гуси?» Конечно, нормальный ученик может и ответит, что про зеленых гусей ему ничего не известно, но какое все это имеет отношение к биологии?

Задания следующего уровня сложности также составлены, мо моему личному убеждению, как правило не вполне адекватно: они были либо излишне просты, либо противоположная крайность — не решались в принципе не то что учащимися, но и даже сильными школьными педегогами. Ну и зачем на экзамене давать абитуриенту пример, на который ответить можно разве что лишь чисто случайно, если повезет, либо путем недельных раздумий, или если по мобильному телефону кто-нибудь решит… Зачем, если конечно ты не хочешь получить от абитуриента взятку за помощь в решении? Это не проверка знаний. Это путь к расцвету блата, а значит беспредела.

Второе. Многие ученики жаловались, что на ЕГЭ в 2008 году они были поставлены в существенно неравноправные условия: различные варианты заданий для разных учеников и школ не соответствовали друг другу по уровню сложности, что имело следствием общую необъективность оценок.

Третье. То, что выпускники были поставлены в неравноправные условия, усугублялось еще и коренными различиями в местных условиях проведения ЕГЭ. Где-то было можно воспользоваться шпаргалкой, выйти в туалет и даже позвонить родителям или своему школьному учителю по мобильному телефону, а где-то такие вещи были полностью исключены… Я уж не говорю о школах в отдаленных регионах, деревнях, городах и пр.

Четвертое. Несмотря на указанные мной «минусы», я все же, в отличие от многих, не могу не видеть и ряд положительных моментов. ЕГЭ сложнее прежних экзаменов, и это делает его более адекватно отвечающим духу времени, поскольку повышение требований к математическому образованию я считаю разумным, да это сегодня и неизбежная общемировая практика. Ведь знания — это золотой фундамент нации, ворота, открывающие дорогу в завтра, путь к светлому будущему многих поколений детей наших соотечественников. Вот только готовить и продумывать экзаменационные задания следует на порядок более серьезно. В вариантах ЕГЭ не должно быть примеров случайных, составленных по типу «А где обитают зеленые гуси?» И, конечно, задания не должны повторяться год от года, необходимо разнообразие, чтобы не приходилось тратить время на бессмысленные натаскивания откровенно тупых учеников на однотипные примеры — а так ведь и в МГУ можно протащить откровенных лентяев и бездарей!

Впрочем, моя практика показывает, что залогом успешной сдачи ЕГЭ может быть только систематическая и добросовестная, кропотливая работа в течение всего года (а желательно — и всего курса школьного обучения). А, поскольку я строю свою работу с учениками именно по данному принципу, в этом и вижу основную причину, которая обусловила успех моих учеников в 2008 году.

Любопытно, что еще в самом начале этого учебного года, осенью 2007, одна из школьных учительниц, услышав о моих методах работы, заявила, что я, по ее мнению, занимаюсь ерундой, обучая классическим основам всей школьной программы, например, методу интервалов, и что в соответствии с ее точкой зрения надо просто натаскивать учеников на варианты ЕГЭ, выпускаемые в многочисленных брошюрах.

Жизнь показала, что эта учительница ошибалась. И дело даже не только в том, что на последнем ЕГЭ выпускники столкнулись с необходимостью решать примеры основываясь именно на этом самом методе интервалов, на котором я традиционно акцентирую внимание с самых первых занятий. Задания ЕГЭ в 2008 оказались для многих неожиданно не похожими на то, что было в методичках и на ЕГЭ в прошлом году. Но, поскольку мои ребята были к этому готовы, им-то и удалось справиться с этим трудным испытанием успешно.

Комментарии закрыты.