Зачем изучать математику

Есть люди, в разговоре с которыми убеждаешься, что они довольно эрудированные, начитанные, прекрасные собеседники, осведомлены о множестве вещей и событий, — по всему чувствуется, что родители вложили немало сил в их воспитание. Но если перед таким человеком встает какая-нибудь действительно сложная жизненная задача — это сразу ставит их в затруднительное положение. Им не хватает одного. Я называю это способностью «творческого мышления». Люди, обладающие этим редкостным даром, способны достойно ответить на вызов судьбы, решить любую жизненную проблему. И есть всего один единственный предмет, который позволяет развить это качество. Этот предмет — математика. Ведь именно здесь приходится сопоставлять различные факты, применять законы и правила, искать новые, неожиданные ходы и решения. Изучение математики с хорошим преподавателем формирует самостоятельный, независимый взгляд на мир, учит ответственно подходить к решению задач. Не случайно именно поэтому изучение математики было высшей привилегией среди верхних слоев правящей элиты древней Греции, Китайской империи. Сегодня этому предмету уделяется не меньше внимания в элитных школах, колледжах, университетах на Западе.

Однажды я столкнулся с преподавателем математики, который говорил, что не понимает, зачем должны школьники «засорять мозги математикой». Как можно так говорить в наш век технического и научного прогресса? Как можно вообще учить детей математике, имея подобные взгляды?!! Хороший пример — книга «Экспедиция в гениальность» (Москва, «Новь», 1999). Цель этой книжки — как и многих подобных публикаций — подвести «научное» обоснование под идею, согласно которой практически все наиболее замечательные и выдающиеся исторические личности имели какие-либо психические отклонения от нормы, а, следовательно, и вообще любое знание вредно. Авторы книги пытаются рассматривать жизни личностей, имена многих из готорых составляют гордость цивилизации, сокровищницу человеческой культуры. Среди них И.С.Тургенев, А.С.Грибоедов, Р.А.Шуман, Л.Н.Толстой, Стендаль, Н.А.Некрасов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Г.Флобер, Ж.Б.П.Мольер, Л.Ван Бетховен, Т.Р.Мальтус, Н.Паганини, В.Гюго, И.С.Бах, и многие другие. В этот же список для убедительности включены Наполеон Бонапарт и Адольф Гитлер (!). С первого взгляда доводы авторов могут действительно для кого-то показаться логичными. А читаешь повнимательнее — там фальсифицирован исторический факт, тут абсолютная нелепица; основные утверждения не выдерживают критики… В итоге вся аргументация рассыпается как карточный домик. Ангажированность авторов, выполнние ими социального заказа налицо: зачем, дескать, нужны знания «в стране туземцев, обслуживающих нефтяные вышки»? Подобные мнения, к сожалению, в последнее время имеют тенденцю к укоренению и в среде молодой российской элиты, что не может не сказываться отрицательно на развитии ребят и уровне знаний. А вот всемирно известные авторитетные ученые, ведущие специалисты в области образования, публикуют доклады, подкрепленные результатами достоверно проверенных на опыте исследований: «среди детей, имеющих успеваемость ниже средней, в 3,5 раза больше процент подростков, вынужденных обращаться к невропатологам; среди них особо распространены случаи садизма и тех или иных проявлений шизофрении». … «среди взрослого населения аналогичные показатели еще выше, причем здесь также в 4,2 раза больше процент страдающих алкаголизмом или наркоманией.» Вот так. И это неудивительно: то, что человек, не знакомый с логикой, с волшебным миром упорядоченных математических объектов, миром точности, строгости и гармонии, не способен контролировать даже собственную психику, давно стало аксиомой мировой педагогической науки.

Другие данные достоверно свидетельствуют о том, что «среди душевнобольных, имеющих высшее образование, свыше 82% не уделяли внимания своему здоровью, не занимались спортом, регулярно пренебрегая даже простейшими видами физкультуры, столь необходимых при высоких умственных нагрузках. Среди остальных 18% (примерно в 92% случаев) сказывалось рабочее переутомление, нерегулируемый и чрезмерно интенсивный труд.»

Комментарии закрыты.