Изменения содержания образования и специальностей
Реформы высшего образования коснулись в первую очередь содержания образования. Изменения ставили своей целью устранение одностороннего подхода к образованию, существовавшего до 90-х годов: с одной стороны, отсутствие гуманитарной составляющей по специальностям естественно-научного и технического профиля, а с другой стороны, недостаточные связи гуманитарного, общественно-научного и экономического образования с научными и техническими составляющими современной культуры. Такие изменения, в случае если они будут реализованы полностью, позволят выстроить подготовку выпускников таким образом, что они будут получать не только профессиональную квалификацию высокого уровня, но и будут способны анализировать на основе единого и комплексного подхода сложные проблемы современного общества и окружающей среды.
В настоящее время реализуются два основных процесса, касающиеся содержания образования: фундаментальность и ориентация на гуманизацию образования. Значительно увеличился объем изучения гуманитарных и социально-экономических наук по инженерным и естественно-научным специальностям. Их объем увеличился вдвое и сейчас составляет более 20 % аудиторных часов. Введено преподавание социологии, политологии и культурологи. Изучение философии, истории, права, рыночной экономики и других дисциплин лишено идеологической составляющей и приближено к достижениям науки. Преподавание гуманитарных и социально-экономических наук усилено подготовкой в точных и естественных науках и технологии. В частности, введено изучение основ естественных наук и технологии, а также информатики.
В подготовке по гуманитарным и социально-экономическим наукам разработаны новые специальности. Сейчас высшие учебные заведения предлагают образовательные программы по культурологии, теологии, политологии, управлению, коммерции, связям с общественностью, бухгалтерскому учету, государственному и муниципальному управлению, маркетингу и многим другим областям. Многие из этих программ разработаны на основе существовавших ранее специальностей, но с пересмотренным содержанием (например: специальность «коммерция» разработана на основе специальности «товароведение»), а другие были разработаны «с чистого листа».
За последние годы произошла смена приоритетов по специальностям. Численность студентов, изучающих право, экономику, управление, социологию и психологию, значительно выросло, наряду с сокращением численности учащихся по инженерно-техническим специальностям (в 80-х доля студентов технических специальностей составляла более 40% от всей численности студентов).
Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.