Переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений

Суть нормативного подушевого финансирования — принцип «деньги следуют за учеником». Этот принцип означает переход от финансирования затрат образовательных учреждений к финансированию результатов их деятельности, стандартной образовательной услуги, гарантированной Конституцией Российской Федерации, для каждого учащегося.

В соответствии с Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 184-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) посредством выделения субвенций из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Основа реализации нормативного подхода в финансировании общеобразовательных учреждений — региональные законы о минимальных социальных стандартах, а также утвержденные законами субъектов Российской Федерации или постановлениями региональных органов исполнительной власти методики расчета нормативов бюджетного финансирования реализации основных общеобразовательных программ.

Нормативное бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений осуществляется в три этапа:

- формирование субвенций на нормативной основе;

- выделение этих средств муниципалитетам;

- доведение средств по подушевому нормативу до образовательного учреждения.

Передовая региональная практика свидетельствует о значительном позитивном влиянии механизма нормативного подушевого финансирования на решение ряда важнейших задач обеспечения качественного образования:

- появление конкурентной среды на рынке образовательных услуг, стимулирующей рост их качества и разнообразия;

- развитие региональной и муниципальной сети образовательных учреждений, включая совершенствование организации предоставления образования через формирование центров образования, ресурсных центров, сетевых моделей;

- повышение прозрачности бюджетного процесса и финансовой деятельности образовательных учреждений;

- выравнивание бюджетной обеспеченности территорий;

- повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых в образование,

- оптимизация, концентрация образовательных ресурсов, укрепление и модернизация материально-технической базы и организационной структуры качественного образования.


Добавить комментарий